«Княжна» Стеллецкого впервые явилась к публике в Бресте

0 0

Увертюра к «Белой Веже»: в «Белгазпромбанке» выставлены «театральные» работы художников Парижской школы – Стеллецкого, Бакста, Царфина, Рущица, пишет «Вечерний Брест».

«Княжна» Стеллецкого впервые явилась к публике в Бресте

Сегодня в Бресте будет открыт 25-й международный фестиваль «Белая Вежа», но первая премьера в рамках фестивальной программы уже состоялась. В здании областной дирекции ОАО «Белгазпромбанк» в присутствии почетных гостей открылась выставка работ из корпоративной коллекции «Путь к сцене».

Десять художественных произведений объединяет прямое отношение к театральной тематике, а также и родство с Брестом автора главной изюминки – эскиза театрального костюма «Княжна» (1923). Это работа художника Парижской школы родом из Брест-Литовска Дмитрия Стеллецкого (1875-1947).

С некоторыми его картинами брестчане имели возможность познакомиться в предыдущие годы, а вот «Княжна» нигде и никогда не выставлялась после покупки «Белгазпромбанком» в 2019 году.

В Брест она приехала в компании уже знакомого нам диптиха «Бояре», холста «Сказка», то есть всех других работ Стеллецкого, которые имеются в галерее «Арт-Беларусь», кроме «Ночи Святого Иоанна», гостившей у нас в 2019 году в рамках выставки «Аксиомы».

«Княжна» Стеллецкого впервые явилась к публике в Бресте

Что же еще есть в уютной галерее на третьем этаже недавно открытого офиса областной дирекции «Белгазпромбанка»? Надо подчеркнуть, что это место напротив ЦМТ существенно расширяет городской культурный ландшафт и обещает стать местом культурного притяжения в той же мере, в какой притягивает интересы деловых людей региона. Докажем это именами совсем не местечкового, а европейского и мирового масштаба: эскизы театральных костюмов Леона Бакста, эскиз декорации к спектаклю «Балладина» от Фердинанда Рущица, портрет балерины Тамары Карсавиной Савелия Сорина и, наконец, «Замок Бриссак» Файбиша-Шраги Царфина – работа гуашью и маслом на бумаге, внесенная в Государственный список историко-культурных ценностей Республики Беларусь. Всё перечисленное – образцы творчества художников Парижской школы, уроженцев современной Беларуси. Данное направление открыл в свое время посол Беларуси при ЮНЕСКО Владимир Счастный, а «Белгазпромбанк» включился в работу по возвращению забытых имен в нашу культурную орбиту. Будучи подкрепленной финансово, эта работа вылилась в создание коллекции «Арт-Беларусь», которую сейчас курирует кандидат искусствоведения Александр Зименко. Ему и руководителю областной дирекции ОАО «Белгазпромбанк» Наталье Арцимене принадлежит идея выделить в корпоративной коллекции «театральный» сегмент и привезти его к нам в дни фестиваля «Белая Вежа» под общим названием «Путь к сцене».

«Княжна» Стеллецкого впервые явилась к публике в Бресте

Поверьте, работы такого калибра не часто увидишь и в столицах, а у нас обещан свободный доступ до 10 октября для всех желающих.

В первый день выставку осмотрели зампред облисполкома Геннадий Борисюк, начальник областного управления культуры Сергей Панасюк, представители горисполкома, руководители известных в городе фирм, члены Белорусского союза художников и другие официальные лица.

«Княжна» Стеллецкого впервые явилась к публике в Бресте

Геннадий Борисюк высказал благодарность банку за его убежденное служение музам и выразил надежду, что развитие человеческого капитала в Бресте не будет отставать от банковского.

Наталья Арцименя подчеркнула важность появления в стенах ее учреждения новой площадки для культурного и содержательного досуга и подчеркнула, что первый показ «Княжны» Д. Стеллецкого символически состоялся в городе, где родился автор. Таким образом, Парижская школа из абстрактного понятия приобретает для брестчан совершенно конкретные узнаваемые черты.

Директор республиканского Дворца искусства Александр Зинкевич преподнес Наталье Арцимене современную гравюру «Ключи стихий», чтобы она дала начало собственной коллекции областной структуры Белгазпромбанка.

«Княжна» Стеллецкого впервые явилась к публике в Бресте

Александр Зименко провел первую экскурсию и отдал должное творческой манере Дмитрия Стеллецкого и Леона Бакста. Они разные, несмотря на то, что иногда создавали похожие по предназначению изображения – эскизы театральных костюмов. Но «Жар-птица» Бакста, вынесенная на афишу выставки, так же отличается от «Княжны» Стеллецкого, как Вахтангов от Станиславского, если уж говорить театральным языком.

Что же до живописи Стеллецкого, то, по словам А. Зименко, древняя Русь на ней не столько воссозданная, сколько заново придуманная и осмысленная в начале ХХ века. Она питалась традициями, но вбирала в себя очень остроумные приемы современности (см. «Сказка»).

«Княжна» Стеллецкого впервые явилась к публике в Бресте

Кстати, Карсавина с портрета работы Сорина танцевала именно в костюме «Жар-птица» Бакста. Эта «рифма» составителями экспозиции уловлена и подчеркнута.

С понедельника в часы работы ОАО «Белгазпромбанк» на ул. Московской, 174а, выставка будет в свободном доступе бесплатно. Позвольте себе «антракт» между спектаклями «Белой Вежи» и рутинными буднями, это стоит того.

Фото: Николая Чеберкуса

Источник: onlinebrest.by

Оставьте ответ

Ваш электронный адрес не будет опубликован.