Как выглядели первые алкотестеры и почему кое-где не лишают «прав» за «пьянку»?
Вождение и алкоголь – вещи несовместимые, однако пьяные водители то и дело мелькают в сводках происшествий. Одни садятся за руль после приема спиртного осознанно, другие не рассчитывают свои силы после "вчерашнего". Выходные и праздники идут друг за другом, а потому алкотестеры будут пользоваться повышенным спросом, пишет Автобизнес.
С чего все началось?
С запрета на вождение в нетрезвом виде. В Нью-Йорке этим вопросом озаботились еще в начале ХХ века, после чего такая практика стала распространяться по всему миру. Но полицейские в те времена не имели технических возможностей определять состояние подозрительных водителей. Можно было попросить "дыхнуть" или пройтись по прямой линии, но о какой-то точной проверке речи не шло.
Родиной алкотестеров принято считать США, где первые образцы начали появляться уже в 1920-х. К примеру, встречается упоминание чикагского химика, который создал алкотестер для домохозяек, чтобы те могли проверять на предмет употребления своих мужей.
Однако одним из первых известных алкотестеров считается Drunkometer за авторством ученого Роллы Харгера. По современным меркам его прибор вряд ли можно назвать компактным, но в то время это было почти революцией.
"Подозреваемому" нужно было подуть в трубочку с закрепленным на конце шариком. После этого шарик подключался к "системе", где воздух проходил через реагенты. При обнаружении алкоголя жидкость меняла цвет, в то время как на дыхание трезвого человека реакции не было. Косвенно о степени опьянении можно было судить по интенсивности изменения цвета.
Ролла Харгер был не просто увлечен устройством. Ученый входил в комитет Национального совета безопасности и всячески боролся с нетрезвыми водителями. Также при его участии впервые в одном из штатов США была введена допустимая разрешенная норма алкоголя в крови.
Несмотря на отсутствие аналогов, успех Drunkometer не был особо стремительным. Он популяризировался скорее постепенно, а массовое использование в рядах полиции началось уже в 1939 году. У прибора хватало недостатков – только на обучение для работы с ним отводилось 44 часа.
Следующий прорыв в этой области случился в 1954 году, когда свою версию прибора под названием Breathalyzer представил ученый Роберт Боркенштейн. В конструкции его алкотестера были использованы две емкости, одна из которых была образцом, а вторая служила для отбора воздуха. При помощи сравнения оптической плотности прибор позволял делать выводы об употреблении алкоголя. Теперь у измерений появились величины – это было важно.
Работа над Breathalyzer не останавливалась, в дальнейшем было выпущено еще несколько моделей алкотестера. Полиция активно брала его на вооружение и наказывала нерадивых выпивох. Со временем алкотестеры становились сложнее: в ход шли различные конструкции и типы датчиков, а над созданием новых моделей трудились лучшие умы. Однако именно Харгер и Боркенштейн считаются ключевыми фигурами в этой истории.
В конце концов алкотестеры просто перестали быть каким-то из ряда вон выходящим устройством. Сейчас они существуют в формате как брелоков, так и "клубных" аппаратов. Последние представляют собой своего рода автоматы, в которых можно "продуться" за небольшие деньги.
Еще одной вехой в деле выявления нетрезвых водителей можно считать специальные одноразовые трубочки-алкотестеры. К примеру, в 1953 году их выпуск освоила немецкая компания Dräger, которая занимается выпуском алкотестеров по сей день. Вещество, содержащееся в трубке, умело реагировать на пары алкоголя и при их наличии меняло цвет. Смысл был примерно такой же, как и у алкотестера Drunkometer, но исполнение все же выгодно отличалось. В СССР же практиковались пробы Раппопорта и трубки Мохова-Шинкаренко. К слову, трубки "контроля трезвости" в соседней России можно без проблем приобрести и сейчас.
Приказано: не пускать
Впрочем, перечисленные методы никак не помогут, если нетрезвый водитель твердо вознамерился сесть за руль. Именно с этой целью были придуманы алкозамки. Первые эксперименты с подобными устройствами начались в США в конце 1980-х, но более-менее массовое их применение на практике стартовало уже в новом веке. По сути, это все те же алкотестеры, которые дают добро на запуск двигателя.
После запуска алкозамок может периодически требовать "дунуть" повторно, чтобы исключить вероятность того, что перед запуском двигателя в "трубочку" подул другой человек. Если же тест не будет пройден или в выдыхаемом воздухе будет обнаружен алкоголь, автомобиль будет всячески привлекать к себе внимание: моргать фарами или подавать звуковой сигнал.
А вот остановка двигателя по результатам повторной "продувки" невозможна из соображений безопасности. Кроме того, алкозамки могут фиксировать в памяти попытки и результаты "продувок", отказы от них и даже реагировать на различные способы обмана вроде тех, когда дышать в трубочку будет не человек, а компрессор.
В некоторых странах алкозамки стали почти обычным явлением. Где-то они устанавливаются на коммерческие автомобили, где-то – на машины водителей, который уже попадались за рулем в нетрезвом виде. Это неудобно и обременительно, в том числе и в финансовом плане, но для единожды оступившегося человека замок является настоящим шансом сохранить "права" и не менять жизнь. На фоне белорусских реалий с безоговорочным лишением "прав" – фантастически гуманная мера. При этом установка устройств все так же связана с кучей нюансов: калибровка, слежение за ситуацией в реальном времени, контроль за отключением, ошибочные данные и выявление методов обмана.
Необходимость установки алкозамков на все без исключения автомобили озвучивалась уже не единожды. Но к этому должно быть готово общество, это наверняка отразится на стоимости авто, да и надежность алкозамков должна значительно подрасти. Ведь на результаты теста все же могут влиять факторы, никак не связанные с употреблением алкоголя.
Одни сравнивают массовую установку алкозамков с такой же далекой перспективой, как беспилотные автомобили, другие, наоборот, видят за ними будущее. Весной текущего года и вовсе была озвучена новость о том, уже в ближайшие годы все новые автомобили в Евросоюзе должны быть оснащены интерфейсом для подключения алкозамков. Впрочем, как полушутя-полусерьезно отмечают некоторые автомобилисты, до главных методов предохранения технологии еще не дошли – нет таких систем, которые блокировали бы доступ к авто дуракам.
Автор: Андрей Горелик
Фото: lawenforcementmuseum.org, blogs.libraries.indiana.edu, drive2.ru, draegerinterlock.com, twitter.com, edubilla.com
Источник: onlinebrest.by