Обязаны ли водители маршруток, автобусов, троллейбусов и трамваев продать вам билет, если у них нет сдачи?

0 5

Обязаны ли водители маршруток, автобусов, троллейбусов и трамваев продать вам билет, если у них нет сдачи?

— Утром я вез ребенка в школу, было это около 7.10, — рассказывает минчанин Сергей Трофимов. — Хотел купить в метро на станции «Партизанская» проездной на трамвай и метро на 15 дней. Это около 24 рублей. Накануне банкомат выдал мне купюру в 100 рублей, их я и протянул кассиру. И в ответ услышал: «Идите меняйте, у меня нет сдачи». Куда идти в 7 утра? И почему это должна быть моя головная боль? Наскреб на жетон, а через 40 минут на станции «Площадь Якуба Коласа» вариантов не было, мелочи в кошельке не осталось, на карточке тоже. Кассир в окошке посмотрела на меня, как на психа, но встала и пошла разменяла мою сотку. Но вопрос у меня остался: мне могут отказать в продаже проездного или жетона на том основании, что у них нет сдачи?

Вопрос резонный. Такой же часто возникает у ранних покупателей в магазинах и у пассажиров наземного общественного транспорта.

— Меня на днях хотели высадить из маршрутки, потому что у водителя не было сдачи со 100 рублей, а у меня не было других купюр, — делится своей историей Наталья Фесько. — Хорошо, что у кого-то из попутчиков оказались наличные, чтобы разменять мне сотку. А в другой раз ехала на автобусе, и водитель отказался продавать талончик, потому что у меня была купюра в 20 рублей. Проехала «зайцем», но могла и на контролеров нарваться.

Кто в этих ситуациях прав — покупатели или продавцы? Те, кто думает, что всегда прав только покупатель, оказывается, ошибается.

— В метро, маршрутках и магазинах кассиры обязаны оставлять на утро деньги для размена, — пояснили «Комсомолке» в Министерстве антимонопольного регулирования и торговли.

В общественном объединении «Городское общество защиты потребителей» подтвердили: в случае отказа предоставить услугу по продаже проездного билета или товара из-за отсутствия сдачи потребитель имеет право не только оставить жалобу в «Книге жалоб и предложений», но и получить моральную компенсацию через суд.

— И в метро, и в маршрутке человеку обязаны были продать проездной, отсутствие купюр для расчета с покупателем — это проблема кассира, ни в одном нормативном правовом акте не написано, что пассажир обязан заплатить без сдачи или мелкими купюрами, — говорит начальник юридического отдела Городского общества защиты потребителей Ольга Иващенко. — А вот в автобусах, троллейбусах и трамваях иная ситуация — пассажиру могут отказать в продаже билета из-за отсутствия сдачи, поскольку в прямые обязанности водителя общественного транспорта не входит продажа билетов — это дополнительная услуга «Минсктранса», прописанная во внутренних правилах организации, которые являются нормативно-правовым актом. Пассажир может приобрести билет заранее в специальном киоске, вот там ему не имеют права отказать из-за отсутствия сдачи.

В пресс-службе Минского метрополитена отметили, что отказать пассажиру в услуге по продаже жетона или проездного из-за отсутствия сдачи не могут.

— У нас каждому кассиру при заступление на смену выдается разменный фонд. Возможно, в час пик кассир не заметила, что у нее закончился разменный фонд. В таком случае она, согласно инструкции, должна вызвать старшего кассира и решить вопрос. Случаи, когда кассир не делает этого, крайне редки. В этом году лишь один человек написал по этому поводу обращение в «Книгу замечаний и предложений».

Также в метрополитене напомнили, что на каждой станции метро установлены терминалы самообслуживания по кодированию проездного билета за безналичный расчет, а в каждой кассе можно расплатиться банковской карточкой. Кроме того, на каждом валидаторе при проходе в метро можно рассчитаться за проезд не только жетоном или проездным, но и бесконтактным способом — банковской карточкой, смартфоном, айфоном, смарт-брелоком, смарт-часами, поддерживающими банковские платежные системы.

— Мы постоянно расширяем бесконтактные способы оплаты проезда в метро, — поясняют в Минском метрополитене. – Минск стал третьим городом в мире после Лондона и Ванкувера, который ввел одномоментно на всех турникетах всех станций метро бесконтактный способ оплаты. А когда в городе планируется массовое мероприятие, мы на нашем официальном телеграм-канале просим пассажиров заблаговременно приобретать жетоны и проездные билеты, чтобы сделать поездку в метро максимально комфортной.

Что делать, если в метро или маршрутке не продали жетон или билет?

— Человек может подать в суд на организацию или водителя маршрутки, если он частник, на компенсацию морального вреда, — объясняет юрист. — Какова может быть сумма компенсации, не могу сказать — с такими делами мы не встречались, каждый случай индивидуален. Но, думаю, это может быть как и 50 рублей, так и 500 рублей.

Источник: onlinebrest.by

Оставьте ответ

Ваш электронный адрес не будет опубликован.