Рынок школьной формы в Беларуси: как он устроен и можно ли на нем заработать
Рынок школьной формы (или, как называют эту продукцию специалисты, школьной одежды делового стиля) не такой простой и понятный, как может показаться. Сезонность продаж, регулируемые цены, конкуренция со стороны импорта — в итоге заработать на одежде для школьников сложно. Office Life обратился в концерн «Беллегпром» и к производителям, чтобы узнать, что пользуется спросом на этом рынке и какой доход приносит такая деятельность.
Фото: ОАО «Славянка»
По данным концерна «Беллегпром», к новому, 2023/24 учебному году белорусские предприятия произведут и поставят в магазины свыше 1 млн швейных и трикотажных изделий для школьников, что примерно на 20% больше, чем в прошлом году. С этого сезона для учеников ввели второй обязательный элемент школьной формы, отсюда и увеличение объемов производства. Выпуском такой продукции в стране занимаются около 30 предприятий, половина из которых входит в систему профильного государственного концерна.
КАК СОЗДАЮТ ШКОЛЬНУЮ ФОРМУ И КАКАЯ ЗДЕСЬ РОЛЬ У ГОСУДАРСТВА
Даже когда в Беларуси не было обязательных элементов школьной формы, большинство производителей выпускали для детей одежду делового стиля. При этом они исходили из собственного анализа спроса на те или иные модели, цветовую гамму и объемы.
В 2022 году в стране начали популяризировать единообразие одежды школьников. Сначала появился один обязательный элемент, который учреждения образования могли выбрать вместе с родителями. А с этого года таких элементов стало два, и можно предположить, что этот тренд продолжится.
— Подготовку к новому школьному году предприятия отрасли начинают еще в январе, — рассказывает OL заместитель начальника управления координации развития швейной и трикотажной отраслей концерна «Беллегпром» Елена Дубовец. — С участием представителей предприятий, Министерства образования и Министерства антимонопольного регулирования и торговли мы проводим совещания, по итогам которых формируются программа производства и поставки товаров для школьников на внутренний рынок, в том числе создается каталог этой продукции, определяется необходимая цветовая гамма. С МАРТ согласовываются предельные отпускные цены.
Разнарядки по объемам и моделям для предприятий нет. Учитываются только их технические возможности, потенциальные объемы продаж, запросы системы образования, заявки организаций торговли, изучается спрос на разные элементы одежды для школьников. То есть государство на этом рынке пока играет роль координатора и ценового регулятора.
— Каждый год с учетом этих факторов коллекции предприятий обновляются. В этом году — примерно на 70%. Например, гораздо больше планируется выпустить жилетов, поскольку этот элемент одежды пользуется популярностью. Их производство увеличилось в пять раз. Что касается цветовой гаммы, то в этом году с учетом пожеланий системы образования мы остановились на четырех цветах: синем, черном, сером и бордовом, — объясняет представитель «Беллегпрома».
Школьная коллекция 2023 года ОАО «Полесье».
Источник: onlinebrest.by