Почти детективная история. Сколько стоили советские автомобили в 1967 году

0 0

Почти детективная история. Сколько стоили советские автомобили в 1967 году

Предыстория такова. Как-то в руки попал прейскурант на советские промышленные товары. Год издания – 1967-й. Отлично, узнаем, сколько стоила авто- и мотоциклетная техника в СССР более полувека назад! Но цены показались подозрительно низкими, пишет «Автобизнес».

В рублях и долларах

Итак, вот вам прайс. Вожделенная "Волга" ГАЗ-21Р (75 л.с.) стоит 1145 руб., или 1272,22$, "Москвич-408" с 50-сильным двигателем – 780 руб. (866,67$), самый доступный "Запорожец" ЗАЗ-965А (27 л.с.) – 500 руб., или 555,56$.

Почти детективная история. Сколько стоили советские автомобили в 1967 году

Лишь немного дешевле мотоцикл с коляской "Урал-2 М-63", оснащенный 2-цилиндровым 4-тактным двигателем мощностью 28 л.с., – 460 руб.( 511,11$). И ровно столько же стоит другой мотоцикл с коляской – "К-750М" (26 л.с.). Куда дешевле "ИЖ-Юпитер-2" с 2-цилиндровым двухтактным двигателем объемом 350 куб.см (18 л.с.): 271,50 руб. (301,67$) с коляской и 195 руб. (216,67$) без нее.

"ИЖ Планета-2" (15 л.с.) стоит 186 руб. (206,67$), "Восход" (10 л.с.) – 139,50 руб. (155$), "Ява ЧЗ-250" (13 л.с.) – 270 руб. (300$), а "Ява-350" (16 л.с.) – 315 руб. (350$), эта же модель, но с коляской – 460 руб. (511,11$). Мотороллер "Тула" Т-200М (8 л.с.) заявлен по цене 150 руб. (166,67$), мотороллер "Вятка (6 л.с.) – 105 руб. (166,67$), а мопед "Рига-3" (50 куб.см., 2 л.с.) – 57 руб., или 63,33$.

Почти детективная история. Сколько стоили советские автомобили в 1967 году

Сами по себе цены, даже в долларах, ни о чем не скажут, ведь стоит учитывать инфляцию за более чем 50 лет. Но если "погуглить", становится понятно, что покупательная стоимость доллара изменилась почти на порядок: сумма 1000$ в наше время эквивалентна 129,2$ в 1967 году. Или, чтобы было нагляднее: 867,67$ за "москвич" в 1967 году – это 6708$ сейчас. Вполне сопоставимо со стоимостью простой "Гранты". К слову, средняя зарплата в СССР в том году составляла 100 руб., или 111,11$.

Специфика тех лет

Вас, наверное, смутит, что в конце 1960-х доллар был слабее советского рубля. Официальный курс составлял 90 копеек за 1$. Но по идее смущать должны вообще цены в иностранной валюте, ведь в СССР купить или продать ее свободно было нельзя.

Впрочем, наибольшее удивление вызывают сами цены – они слишком низкие! Если поискать в других источниках, то увидим, что в 1966-1968 годах "Волга" стоила 5600 руб., "москвич" – порядка 4500, а "запорожец" – 2200 рублей. Как же так?

Почти детективная история. Сколько стоили советские автомобили в 1967 году

Здесь самое время объяснить, что за справочник попал к нам в руки. Называется он "Прейскурант на промышленные товары, продаваемые через Всесоюзное объединение "Внешпосылторг". И вступительная часть во многом объясняет, кому предлагаются эти цены:

Почти детективная история. Сколько стоили советские автомобили в 1967 году

"Внешпосылторг" продает товары в розницу и мелкооптовыми партиями советским гражданам, посольствам, миссиям и другим иностранным организациям и их сотрудникам, находящимся как в СССР, так и в других странах, а также отдельным иностранным гражданам". Ну и чтобы было совсем понятно: "Все цены указаны в рублях СССР и долларах США на условиях франко-советская граница".

Почти детективная история. Сколько стоили советские автомобили в 1967 году

Также показательно, что принимается наличная валюта, чеки или сертификаты "Внешпосылторга". И здесь самое время напомнить, что в СССР не было возможности свободно купить или продать валюту, а реальный курс на черном рынка был куда выше, чем пресловутые 90 копеек за доллар.

Так что цены в долларах – для иностранцев. Или для тех граждан СССР, которые работали за рубежом, вернулись на родину и сдали иностранную валюту в обмен на сертификаты "Внешпосылторга". Вот на них затем они и могли приобрести дефицитный товар в специальных магазинах. Да-да, в тех самых "Березках"!

Дешевле для них или дороже для нас?

Судя по всему, "экспортные" цены от "Внешпосылторга" действительно были гораздо ниже, чем "внутренние" для рядовых советских граждан. Но вот вопрос: это иностранцам продавали в разы дешевле, но за валюту или нашим соотечественникам в разы дороже, но за советские рубли?

Почти детективная история. Сколько стоили советские автомобили в 1967 году

Здесь отчасти поможет сравнение цен с иномарками. Итак, ГАЗ-21Р стоил 1272,22$, и это почти в два раза меньше американской цены Ford Mustang в 1964-м – 2368$. При этом заметим, что Mustang считался довольно доступным молодежным автомобилем, в то время как "Волга" была для советского человека пределом мечтаний, но по меркам американцев являлась моделью среднего класса. Chevrolet Chevelle Sport Coupe в 1968 году стоил 2899$, Chevrolet Malibu – 2663$.

В общем, в сравнении с "американцами" "Волга" "на экспорт" стоила заметно дешевле. Но если взять "внутреннюю" цену 5600 руб., то получим 6222$ – за такие деньги она в США была не нужна, как и вообще в любой стране.

Почти детективная история. Сколько стоили советские автомобили в 1967 году

Или давайте переведем по-другому. Если считать по официальному курсу, выходит, что Mustang в 1964 году должен был стоить 2131 руб., а Chevrolet Malibu в 1968-м – 2369 рублей. И если бы их за эти деньги выставили в свободную продажу в СССР, то вряд ли бы кто-то становился в очередь за "москвичом" за 4500 рублей. Другое дело, если бы он стоил 780 руб. для любого желающего.

Автор: Иван Кришкевич

Фото: источника

Источник: onlinebrest.by

Оставьте ответ

Ваш электронный адрес не будет опубликован.